Домино
Игра «домино» родом из древнего Китая, где называлась
«костяные таблички», и своим происхождением обязана более
старой игре в кости. На китайских табличках, как и на костях, не
было нулевого очка. Оно появилось в Европе, куда «костяные
таблички» завез Марко Поло, и где их значительно упростили,
присвоив им другое название. Стандартный комплект домино из
28 костей разного достоинства значительно сложнее простой
игральной кости, и уж если с игральными костями существует
много игр, то о домино нужно писать отдельную книгу. В эту
книгу вошли бы не только различные доминошные игры, но и
большое количество разнообразных головоломок с костяшками
домино. Поэтому здесь упомянем обзорно только минимум игр.
Традиционное домино
Играют от 2 до 4 человек. Для двух сдают по 7 косточек,
для трех или четырех - по 5. Остальные косточки остаются в закрытом резерве, которой называют «базар». Начинает игрок, вы-
кладывающий дубль 6-6. Следующие игроки выставляют кос-
тяшки с соответствующими очками с любой стороны цепочки, а
при отсутствии таковых тянут из резерва, сколько потребуется.
Если и резерва уже нет, то пропускают ход. Если вначале ни у
кого нет дубля 6-6, то игра начинается с 5-5 или 4-4 и т.д., при
отсутствии дублей заходят с кости, имеющей наибольшее число
очков (например, 6-5).
Игра заканчивается когда:
• один из игроков выложит последнюю костяшку;
• весь резерв выбран, а к выкладке нечего доложить, игра
заблокирована.
Эта ситуация называется «рыба».
Выигравшему игроку, в качестве выигрыша, записывается
сумма очков всех костяшек, оставшихся на руках проигравших.
При «рыбе», выигрывает игрок, имеющий на руках наименьшее число очков. В выигрыш ему записывается разность
очков. Обычно игра идет до 100 очков.
Блиц
Играют от 4 до 8 игроков. Для четверых сдают по 7 косточек,
для пятерых - по 5, для шестерых и семерых - по 4, для восьмерых
- по 3 косточки домино. Оставшиеся косточки в игре не участвуют.
Начинают игру с дубля 0-0 или ближайшего к нему. Каждый
из игроков в свой ход может выложить сразу любое количество
косточек, прикладывая их друг к другу в соответствии с правилами
традиционного домино, даже все, если расклад позволяет это сделать. Выигрыш подсчитывается как в традиционном домино.
Севастополь
Четыре игрока берут по 7 косточек. Игра открывается дублем 6-6. При первых ходах каждый игрок обязательно начинает
одну из четырех сторон выкладки, как показано на рисунке.
В дальнейшем ходы делаются на произвольную сторону,
куда позволяют имеющиеся косточки. Выигрывает тот, кто первым выложит косточки из рук. Подсчет очков как в традиционном варианте, т.е. выигравшему записывается сумма очков всех
косточек, оставшихся на руках проигравших. Игра продолжается
до 100 очков.
Матадор
В эту игру играют от двух до четырех участников, Если
игроков два или три, то они получают по шесть косточек, если
четыре - по пять. Игрок, начинающий игру определяется жребием, следующие ходы делаются по часовой стрелке.
Начинающий выкладывает любую кость. Особенностью
этой игры является то, что приставляют косточки друг к другу не
одинаковым числом очков, как в предыдущих играх, а так, чтобы
сумма приставленных половинок обязательно равнялась семи. К
единице приставляют шесть, к двойке - пять и т.д.
Косточки, сумма половинок которых составляет семь очков, а
также «пусто-пусто», называются матадорами. К нулевой половинке можно приставлять только матадоры, которые
кладутся поперек цепочки. Матадоры можно использовать как
обычные кости, кроме «пусто-пусто», тогда их кладут вдоль цепочки. Если невозможно сделать ход из-за отсутствия подходя-
щей косточки на руках, можно взять кость из резерва (базара), но
только одну.
Игра заканчивается только тогда, когда нет косточек в
резерве, и на руках отсутствуют косточки необходимые для продолжения игры. Подсчитывают очки как в традиционном домино
и играют до 100 очков.
Игры в домино в качестве азартных, дающих возможность
делать ставки просуществовали до начала двадцатого века. В
наше время домино просто настольная и даже детская игра.
Существуют разновидности домино с картинками для детей детсадовского возраста. В школе придумали химическое домино и
математическое домино, т.е. используют его модификации на
уроках в качестве наглядного учебного пособия. Какой учитель
допустит, чтобы на перемене ученики «резались» в карты, а
домино есть в каждой школьной игротеке. Видимо свою «благо-
родную» окраску домино получило за счет малого влияния случайного фактора (только при первоначальном перемешивании),
относительно неторопливого развития игровой ситуации и отсут-
ствия острых моментов в процессе игры. Поэтому теперь положение
домино среди многообразия игр ближе к шашкам и шахматам. |